Страхи художников, и что с ними делать. Часть 2

 

В предыдущей части мы познакомились с психологом Светланой Дремовой и обсудили страх быть хуже других, и как реагировать на критику.

Продолжаем разговор!

1.jpg

CG LAB: Рассмотрим более подробно вопрос здоровой и негативной критики. Как их различать, и что отвечать «троллям», чтобы выйти из диалога без душевных травм?

Светлана: Можно пытаться делить критику на здоровую и нездоровую, исходя из внешнего критерия. Например, если человек пытается до нас донести что-то, используя изобразительный язык («перспектива получилась обратная», «овалы при построении неправильно раскрыли»), то это здоровая критика. А если его суждение содержит эмоциональные оценки («обалдеть, какая кривая ваза, я бы постеснялся такое выкладывать»), то это уже нездоровая критика. Такой критерий позволяет отсеять самые неприятные, бесполезные и потенциально травмирующие варианты, то есть «троллей», про которых вы говорите.

Неважно, что вы отвечаете им. Важно, из какого своего эмоционального состояния вы реагируете. И здесь стоит научиться выравнивать это состояние, приводить себя в порядок. То есть стоит перевести фокус с составления едкого и меткого ответа на себя. Насколько мне сейчас комфортно беседовать с этим человеком? В состоянии спокойной уверенности приходят более взвешенные ответы. Можно также задуматься о том, нет ли у вас автоматической привычки отвечать на все обращения? Если вы уже закончили школу, в которой вы были обязаны отвечать на вопрос учителя на уроке, то вы сами имеете право решать, вступать ли вам в обсуждение, в котором вам не хочется участвовать.

Помимо выработки внешних критериев полезной критики, бывают критерии внутренние. Они касаются той критики, которую мы отнесли к здоровой, потому что она содержит обоснование своей мысли на профессиональном языке.

И вот даже тут не все йогурты одинаково полезны. Если мы чувствуем, что критика что-то проясняет и ослабляет внутреннее напряжение, значит она оказалась полезной. В таком случае не забудьте сказать человеку спасибо. И возможно даже стоит завязать с ним отношения, ведь так важно иметь свой клуб единомышленников.

Если критика скорее замутила восприятие, вызвала беспокойство типа «я что-то должен делать, но не знаю что», то она не полезна. Даже если она формально устроена конструктивно и уважительно. Дело в том, что часть «здоровых» критиков критикуют вас из собственных потребностей, которые могут не совпадать с вашими.

Например, люди узнали какую-то идею, которая их захватила. И они непроизвольно (то есть не специально, а просто в силу того, что внимание увлечённого человека сконцентрировано на том, о чем он думает) отрабатывают эту идею и новое видение со всеми произведениями, с которыми они сталкиваются. Это может быть не актуально для вас. Не нужно пытаться съесть всё, чем вас кормят, даже если оно выглядит прилично. От этого может быть несварение.

8.jpg

CG LAB: Как объяснить семье, чем хочешь заниматься, и почему для тебя это важно, если они не понимают? Далеко не все готовы принять, что их ребенок/супруг/супруга решили пойти по творческому пути. Людям старшего поколения, например, он часто кажется бесперспективным.

Светлана: К сожалению, это распространенная проблема. Помимо творческого труда, людям старшего поколения непривычна удалённая работа из дома. Кому, как не фрилансерам, дома выдаётся масса мелких бытовых поручений: «Ты же всё равно ничего не делаешь!» Это снижает их концентрацию и, в итоге, производительность на работе.

Если отвечать на вопрос формально, убедить, что это перспективно, вы можете только собственным удачным примером. Когда бабушка увидит, что её любимый внук зарабатывает деньги за своё сидение за планшетом дома, это будет лучшим аргументом. Пока что этот спор непродуктивен, потому что он идёт о будущем, в котором никто из нас не был. Аргументов нет ни у вас, ни у бабушки.

Бабушка может остаться при своём мнении. В конце концов, почему она своё мнение должна менять, когда вы своё под её воздействием не хотите?

9.jpg

Люди конфликтуют из-за правоты, но чаще всего их побуждают конфликтовать плохой контакт или собственные плохо переносимые чувства. Возьмём ещё один пример. Глядя на жену, которая увлеклась рисованием и собирается учиться в художественной школе, супруг испытывает определенные чувства. Вместо того чтобы разобраться в своих переживаниях и только потом обращаться к собеседнику, он, в лучших наших традициях, сразу начинает с воздействия на другого. Вообще-то, когда кто-то из членов семьи объявляет, что отныне будет что-то делать неожиданное, он вносит в семью некоторую новизну. Не всегда новизна радует всех. Она может вызвать состояние тревоги. Чтобы эту тревогу снизить, муж начинает аргументировать с целью, чтобы жена вернула ситуацию, как она была. Супруга подключается со своими контраргументами, хотя она тоже испытывает переживания в ответ на его переживания. Но можно ведь разбираться в каждом конкретном случае, чем вызван этот всплеск тревоги, связанный с занятием другого человека, и как его можно пережить лучшим для двоих образом.

10.jpg

Например, муж не против рисования как такового, он не против её походов в студию на все выходные. Но больше всего на свете он боится эмоциональных жалоб. У него есть опыт из детства, когда ему жаловались на загруженность, а он должен был слушать часами, поддакивать. Он переживает и эту ситуацию как ту, в которой жена непременно устанет, а он станет чем-то дополнительно обязан. Даже, может быть, виноват в её плохом настроении. Это не имеет отношения к конкретной ситуации с женой, а касается его представлений об отношениях. Жена же, к примеру, имеет горький опыт того, что, когда она была девочкой, ей запрещали с удовольствием учиться. «Тебе не это на самом деле нужно», — говорили ей. Она замечает реакцию мужа на себя, но трактует это как попытку ограничить её в силу того, что она женщина. Налицо конфликт, который не связан не столько с перспективами художника в нашем мире, сколько с изменениями в семье.

Ещё муж может бояться реальных вещей, например, проседания в доходах. В таком случае, стоит обсуждать экономическую ситуацию в семье, а не конкурировать друг с другом, кто видит мир правильнее.

А ещё иногда бывает так, что близкие люди о пути художника собираются, как говорится, «потрындеть» за чашечкой кофе. При этом они понятия не имеют, что наступают на больную мозоль. Они думают, что общаются на интересующую художника тему.

CG LAB: "Я плохой художник, я ничего не достигну". Эти мысли часто преследуют творческих людей, особенно когда они начинают сравнивать себя с более опытными художниками. Как объяснить самому себе, что это не так?

Светлана: Важно отказываться от глобальных оценок. Если вы нарисовали работу и отправили её на конкурс, значит, за сегодня вы уже чего-то достигли. Если вы посмотрели видеоурок и освоили новую технику, это означает тоже самое.

L6uIU5oiM78.jpg

Для каждого художника в конкретной точке развития есть посильные задачи. Они должны ставиться таким образом, чтобы немножко продвигать вас, но чтобы при этом вы были бы в состоянии с ними справиться. Не нужно бросаться в конкуренцию с опытными мастерами. Делайте шаги в своей зоне ближайшего развития, берите заказы, востребованные вашим окружением. Так вы будете постепенно становиться профессионалом. Вместо конкуренции с мастерами, которая заведомо проигрышна, учитесь у них. Рассматривайте их работы и пытайтесь разобраться в процессе создания этих работ.

CG LAB: Если у человека на этой почве случается выгорание или артблок, можно ли выйти из этого состояния максимально безболезненно?

Светлана: Это труднопереживаемое состояние, сидение перед белым листом. Это состояние тупика. Мне кажется, важно проанализировать, каким образом вы себя в этот тупик завели, через какие установки и требования к себе. В какие двери вы безуспешно стучались, и почему это не принесло результата. Если что-то не менять в своём целеполагании, выгорание повторится. Одинаковые действия с собой и со средой приводят к одинаковым результатам.

Также важно вовремя останавливать непродуктивные процессы. В каждый конкретный момент замечайте, не делаете ли вы сейчас попытки «выжать» из себя творческий продукт. Уже не через усилие, а через насилие над собой. Приводит ли это к желаемым результатам? Или у вас болит голова и катятся слёзы из глаз? Если ваши попытки уже давно ни к чему не приводят, займитесь восстановлением своей эмоциональной сферы. Переключитесь, перенаправьте внимание. Иногда это очень трудно сделать. Но стоит выйти в парк или встретиться с друзьями, как природа и беседа с близкими увлекут вас и обеспечат нужное переключение.

CG LAB: Предположим, художнику пришёл отказ о найме на работу мечты. Как пережить это без последствий? Чтобы хватило смелости снова подать заявку в это же место и не получить других неприятных последствий для ментального здоровья?

Светлана: Важно хорошо понимать свою мотивацию. Если вы не просто нанимаетесь в фирму N, а тестируете с помощью этого, удачник вы или неудачник, вы вряд ли захотите повторить попытку. Ведь на кону вся ваша репутация, причем вы сами эту репутацию туда и поставили.

Поэтому, во-первых, снижайте значимость цели, если заметили, что она стала сверхзначимой и поглотила вас полностью. Во-вторых, заранее обеспечьте себе план B на случай, если не пройдёте. Альтернативный план должен быть посильным и привлекательным. Таким, чтобы вам хотелось ему следовать.

Почитайте истории людей из флешмоба #меняневзяли, который когда-то проводился в сети. Там вы увидите ситуации других людей, как бы со стороны. Конечно, эти люди переживали в тот момент, когда им пришел отказ. Но вы видите, они это пережили, а иногда судьба приготовила им другие сюрпризы, гораздо приятнее тех, на которые они сами рассчитывали.

CG LAB: Есть ли какие-то советы и упражнения для восстановления спокойствия, когда вся жизнь идёт совсем не по приятному сценарию, а собственное будущее кажется беспросветным?

Светлана: Останавливайтесь и анализируйте свои обстоятельства. Отказывайтесь от ярлыков и чёрно-белых оценок. Прекращайте неконструктивное самоедство. Выкиньте планы «роста и развития», если они нереалистичны. Откажитесь от магического мышления, где «если я что-то по-настоящему хочу и буду визуализировать, я тотчас же это получу».

В процессе обучения рисованию благодаря преодолению препятствий происходит личностный рост. Это приятный побочный эффект, который можно переносить и в другие сферы жизни. То есть мало того, что вы научитесь собственно рисунку, вы ещё и усилите способности к концентрации, наблюдению со стороны. Попробуйте посмотреть на свой путь как на настоящую школу жизни. Настройтесь проблемы превращать в задачи.

Я желаю читателям этого интервью вдохновения и радостных открытий на их пути. Всего доброго!

В свою очередь Школа CG LAB благодарит Светлану Дремову за столь прекрасное и подробное интервью!

Мы надеемся, что этот разговор окажется для вас действительно полезным, ведь здесь было множество ответов на вопросы, которые рано или поздно задаст себе любой художник. Растите над собой, учитесь новому, преодолевайте трудности и двигайтесь к новым высотам! И помните, что обращение за помощью в случае, если вы запутались в себе, является совершенно нормальным.

Интервью подготовила Наталия Иванова специально для Школы CG LAB.

Редактор Лина Сидорова.


Страхи художников, и что с ними делать. Часть 1

yC8eGRX8sCw.jpg